воскресенье, 5 октября 2008 г.

Турецкий кульбит. Часть третья: базарный маркетинг

imageКак и обещал, рассказываю о первой из экскурсий, а именно о бесплатной поездке за покупками. Во второй день нашего отдыха, в 14:00 за нами заехал микроавтобус и нас повезли в Анталию. Причем, что забавно, в отель за нами зашел и посадил в машину русскоговорящий гид, а водитель, как позже оказалось, ни по-русски, ни по-английски не говорил.

В машине кроме нас было еще две пары среднего возраста. Кондиционер работал отлично, ехали мы быстро и с комфортом и вскоре приехали в красивейшее здание с огромными колоннами при въезде, на которых покоились не менее внушительные глыбы стекла, изображающие бриллианты, а вывеска на английском языке сообщала о том, что это ювелирный центр.

В магазине нас встретили русскоговорящие девушки и поцепили каждому бейджик с номером и указанием названия отеля. Как видите, все продумано и ведется строгий учет того, кто из отельных гидов сколько туристов заманил. Ведь понятно, что экскурсия бесплатна потому, что за нее заплатили компании-производители. Торговый зал был великолепен - три этажа роскоши: стеклянные витрины с украшениями и часами, хрустальные люстры, зеркальный паркет и роскошные ковры...

Каждую из пар (и нас в том числе) привели в отдельный кабинетик с велюровыми диванчиками, угостили чаем, приставили к нам русскоговорящую девушку и начали охмурять, предлагая различные ювелирные изделия. Мы на провокации не поддавались:-) и решили просто походить посмотреть. Девушка шла за нами и доставала и демонстрировала украшения из каждой витрины, перед которой мы останавливались. Цены были указаны, но лишь стартовые. Как и почти везде в Турции, процесс продажи заключался в том, что продавец и покупатель усаживались на диванчик и попивая чай яростно торговались, в результате чего цена иногда падает в несколько раз.:-) Так вот, цены, конечно, были жуткие, но половину стоимости сразу же сбрасывали и можно было торговаться еще. Кстати, золото у них дерьмовое - какое-то тускло желтое, не такого насыщенного оттенка, как мы привыкли. Очень напоминает немецкие ювелирные изделия 333-й пробы. Когда же я спросил об этом, мне ответили, что проба у них тоже 585-я, просто примеси другие и меньше меди, чем в русском золоте. А вот работа турецеих ювелиров - это нечно. Да, их желтые блестяшки выглядят как бижутерия, но насколько же иногда тонко и оригинально все сделано! А такой работы с эмалью по зототу я у нас даже и не видел. Жена посмотрела прикольные золотые сережки с черным ониксом, цена которых быстро упала с $750 до $360, померяла их, но покупать не стала - сказала, что у нас можно купить украшения более выгодно. Я же посмотрел на "швейцарские" часы, стоимость которых начиналась с $400, но просто из любопытства - я до сих пор не могу понять, в чем прикол механических часов, которые надо регулярно заводить, трудно понять который час, поскольку они аналоговые (стрелочные), а не цифровые, нет дополнительных часовых зон, нет таймера, секундомера, будильника, подсветки и многого другого. Да еще и платить за это надо больше, чем за удобное и надежное многофункциональное электронное устройство! Странно...

В общем, мы, как и остальные туристы из нашего автобуса, ничего тут не купили. Выходя из зала, я слышал, как одного иностранца англоговорящие продавцы "задавили" на покупку колье за 11000 евро. Вот уж воистину, один покупатель окупает всю поездку, как метко сказала моя жена.

Потом нас повезли в фабричный магазин кожи и меха. Схема тут была такая же - бейджики, чай/пиво/минералка, персональный русскоговорящий консультант и т.д. Одна из женщин из нашей машины купила дочке куртку за $350, стартовая цена которой была $800. Я конечно, не знаток женской моды, но за такую тужурку я дал бы долларов 20 максимум.:-) А на выходе из магазина нас ожидал сюрприз - нашего автобуса на стоянке не было. Мы подождали минут пятнадцать, а потом один из мужчин поймал служащего магазина и начал расспрашивать его. Человек этот отлично говорил по-русски, он сразу же позвонил в агенство и ответил, что водителя срочно вызвали кого-то куда-то отвезти и что он будет через полчаса. В общем, нас снова напоили чаем, а где-то через час-полтора приехал наш автобус. Кстати, служащий магазина оказался нашим бывшим соотечественником, который несколько лет назад приехал в Турцию из Казахстана. Он рассказал нам, что язык у казахов и турок, по сути, один и тот же, разница только в нескольких словах, и что он сначала работал гидом, зарабатывал $450 в месяц, но этих денег ему хватало только на оплату квартиры в Анталии (площадью 120 кв.м. - они у них тут все большие и стоит такая квартирка около $90000, т.е. намного дешевле, чем у нас), поэтому он пошел работать в магазин и теперь горя не знает. А еще он сказал, что казахи - большие мусульмане, чем турки, и что все, что есть святого у турок - это деньги, которые они на нас зарабатывают и женщины, на которых они эти деньги тратят, причем по большей части, наши же женщины.:-) Не знаю, может он в чем-то и прав. В любом случае, и культуру и  менталитет мы туркам за последние 20 лет, пока Турция является всероссийской и всеукраинской здравницей, основательно подпортили, а мораль подорвали.

Но вернемся к нашей поездке. К моменту, когда на стоянку отчаянно визжа тормозами ворвался наш микроавтобус, все пассажиры уже довольно сильно озверели от долгого ожидания и потому попросили казаха объяснить водителю, что на фабрику текстиля мы ехать не желаем - заедем за сувенирами - и сразу же обратно по отелям. Водитель, правда несколько раз за время поездки оборачивался к нам и жалобно спрашивал "текстил?", но мы были непреклонны. Потом мы приехапи в "Antalya Souvenir" - жутко дорогой магазин сувениров (например, магнитик на холодильник тут стоял $5, в то время как в магазинчике рядом с отелем такой же стоял $1-2). Тут наши "коллеги" затоварились по полной - накупили фруктового чая по $30 (мы потом рядом с отелем покупали такой же за $6), магнитиков, еще какой-то ерунды. Мы же ничего не покупали, зато я поговорил с хозяином магазина. Внешность у него была типично турецкая, а выговор - ну просто московский! Я похвалил его русский, а из дальнейшей беседы выяснилось, что в свое время хозяин закончил университет им. Ломоносова, так что московский говор у него со студенческих времен, а русской разговорной практики у него и сейчас в достатке.

После сувенирной лавки водитель попробовал еще раз сманить нас текстилем, но поняв, что это бесполезно, отвез в отели. Вернулись мы уже в сумерках, как раз в разгар ужина, очень вкуспо и обильно поели и пошли спать. Несмотря на то, что мы ничего не купили, эта поездка не была пустой тратой времени - мы пообщались с людьми, покатались в Анталию и обратно, пофотографировались, получили представление о турецком "базарном маркетинге", получили массу новых впечатлений...

Кстати, турецкий продажи товаров кажется мне жутко неэффективным. Я, например, никогда ничего не покупаю, предварительно не выбрав товар в интернет и не почитав отзывы о нем. Другой вопрос, что и покупать я предпочитаю через интернет. Но даже покупая что-то в оффлайне, я всегда заранее представляю себе цену товара и люблю просто посмотреть цену на ярлыке и заплатить. Ненужное общение, торговля, чаепития и другие способы убийства времени меня просто раздражают.

Еще в этой поездке у нас была возможность рассмотреть город и его пригороды. Дома у турок, в основном, небольшие - 5-8 этажей, построены очень плотно друг к другу, на балконах многих новых домов предусмотрены небольшие печки - можно и греться и что-то готовить. Сами балконы - просто огромные, и ничем не захламлены (посмотрите на наши для сравнения), так что пикничок там провести вполне реально. Днем многие балконы завешены от жары простынями или закрыты ролетами. Квартиры, как я и говорил, у них довольно большие и стоят дешевле, чем у нас. Причем все туроператоры могут помочь в приобретении квартиры или дома в Турции. Было бы желание. Как и у нас, наряду с шикарными домами, есть и бедные кварталы из небольших чудом держащих форму домиков, на крыше каждого из которых, впрочем, виднеется спутниковая антенна. На крышах "больших" домов - сплошь водонагреватели и солнечные батареи, централизованого отопления и газа - нет.

Везде виднеются вывески на русском и английском языках, перед отелями и магазинами полощутся иностранные флаги, в том числе и украинский, звучит современная русская и украинская попса. В магазинах принимают любую валюту - турецкие лиры, американские доллары, евро, украинские гривны и российские рубли, предлагают даже сделать бартер на водку и сгущенку (об этом я еще расскажу). Много мечетей с минаретами. Только вместо муэдзинов там теперь торчат ретрансляторы, из которых несколько раз в день раздаются громкие, раздражающие слух монотонные песнопения. На время молитвы музыку в отелях, магазинах, и вообще везде, выключают, что заставляет даже нерелигиозного человека задуматься на минутку о вечном. Кстати о музыке. Она у них вся какая-то несерьезная, с национальными восточными "завываниями". По телевизору они нормальную западную рок-музыку (правда, наиболее мягкие ее формы) показывают, и потому меня жутко мучил вопрос, почему у них нет своей серьезной музыки? Неужели в Турции никто и никогда не пробовал играть рок? Да, еще меня прикалываютimage турецкие видеоклипы - они у них такие, какими были у нас лет 10 назад.:-) В области информационных технологий, похоже тоже, те процессы, которые у нас уже давно прошли, в Турции еще только начинаются. Столько "антикварного" оборудования как там, я не видел нигде. Я уже и забыть успел, что бывают CRT-мониторы, машины на базе Pentium 4 и обычные телефоны - не смартфоны и не коммуникаторы...

Но что особо поразило и понравилось у турков, так это чувство патриотизма. Все они обожают и считают воистину великим человеком основателя турецкой республики Ататюрка, все поголовно гордятся своей страной и везде, где это только уместно, лепят национальную символику - звезду и полумесяц на красном фоне, знаменитый голубой глаз Фатимы и т.д. А еще у них на каждом шагу встречаются национальные флаги. Их действительно очень много - на крыше почти каждого здания, на балконах, на флагштоках вдоль дорог, даже в горах на казалось бы, совершненно  неприступных вершинах установлены шпили, вверху которых развеваются огромные красные полотнища. Вот у кого надо учиться национальному самосознанию! Вот как надо воспитывать молодежь! Просто молодцы! Хотя, возможно, таким образом они пытаются сохранить свою индивидуальность, захлебываясь под наплывом западной и совковой культур...

Что ж, на сегодня все. В следующий раз я расскажу о поездке в знаменитое место, где просто обязан побывать каждый приезжающий в Турцию - Памуккале!