понедельник, 6 апреля 2009 г.

Кино по Гоголю

image В четверг мы с коллегами ходили на премьеру “Тараса Бульбы” (http://tarasbulbafilm.ru/). Хотелось посмотреть, как режиссер распорядился бюджетом в $25 млн, трейлер был весьма зрелищным и у нас появилась надежда, что наконец-то мы увидим качественное отечественное (я не делаю различий между Украиной и Россией) кино.

Увы, надежда не оправдалась. Да, деньги были потрачены не зря – костюмы в фильме впечатляют, некоторые сцены очень даже неплохи, но масса “ляпов” просто “хоронит” общее впечатление от картины. Что ж, начну критиковать:

  • Малороссийского наречия в фильме не слышно – все диалоги на русском языке с очень редкими “вкраплениями” украинских слов. Весьма странно… Интересно, как отреагирует на эту картину западноукраинский зритель?:-)
  • Ступка играет просто отвратительно – явно переигрывает, выглядит очень пафосно и ненатурально. Для роли большевика-агитатора такая игра подошла бы идеально, но не для роли казацкого полковника. Впрочем, остальные актеры тоже не демонстрировали вершин мастерства, даже Боярский (что меня сильно удивило).
  • Некоторые батальные сцены выглядят неплохо, но ряд “массовок” – просто смешны. Так, в одной из панорам битв масса людей вяло машет саблями, явно без усилий скрещивая их друг с другом, и прекрасно видно, как один из сражающихся кивает другому, после чего тот зажимает саблю “противника” под мышкой и падает. А потом мухи ползают по трупам, перемазанным в кетчупе, щекочут актеров и у них (мертвых) дергаются веки и губы.:-)
  • Еще одна смешная сцена – это момент, когда Андрей сидит на дереве напротив окна панночки и подглядывает за ней, наблюдая, как она раздевается перед зеркалом. Наверное, по задумке режиссера, тяжелое, прерывистое дыхание Андрея должно демонстрировать его смятение и восторг при виде такой красоты. В реальности же все выглядит так, будто парень попросту мастурбирует.:-)
  • Когда Андрей пробирается через подземный ход в осажденный город, чтобы принести панночке хлеба, он зайдя со спины, ножом срезает с нее платье и они начинают заниматься сексом. Забавно, ведь было сказано, что она не ела уже несколько дней. Жесть… Что-то мне подсказывает, что в подобной ситуации немного не до этого. Сцена раздевания тоже доводит до колик в животе – летящие на пол сабля, наплечник, пояс и тд. выглядят очень смешно…
  • Прикалывает также момент, когда Андрей выезжает из города во главе подкрепления, едет прямо, не глядя машет саблей по сторонам, а все вокруг падают замертво. Далее в ходе битвы убивают кошевого, Остап подхватывает булаву и призывает казаков выбирать нового вожака. Все на выборы! И не важно, что вокруг бушует сражение – кресло предводителя не должно пустовать! И вот толпа конных казаков несется куда-то по полю, на ходу обсуждая возможные кандидатуры…
  • А помазание отамана заставило нас просто согнуться от смеха – на голову бедняге вывалили две пригоршни жидкой грязи и перекрестили. Не даром он два раза отказывался от булавы!
  • Саундтрек тоже далеко не на высоте – героические мотивы еще вполне ничего, а вот лирическая мелодия попросту раздражает…

image Не подумайте плохого – мы смотрели этот фильм трезвыми.:-) Но смешного там нашли намного большего, чем героического.

Один из моих коллег сказал, что фильм – образец российской имперской пропаганды. Я особой пропаганды в картине не увидел (за исключением уже упомянутого отсутствия малороссийской речи), но зато заметил, какими нелюдями показаны поляки. Понимаю, что в то жестокое время такими были все – как я уже говорил, большинство казаков тоже были подонками (хотя, среди них наверняка были и достойные люди).

Но не все так плохо – расхождения с первоисточником минимальны, прекрасная полька Магдалена Мельцаж в роли возлюбленной Андрея смотрится просто отлично, 3D-звук очень неплох – к примеру, кажется, что мухи летают и жужжат в зале, а не в фильме.

Теперь немного по сюжету. Неуместный патриотизм казаков, граничащий со слабоумием, просто коробит зрителей – умирая, все пекутся только о земле Русской, о вере Христовой и т.д. Сомневаюсь, что такое могло быть в действительности. Вообще, меня немного удивляет идеализация казаков. Конечно, в истории казачества были и славные страницы, но не стоит считать Запорожскую Сечь украинской Спартой. Я всегда считал, что Сечь была прибежищем беглых крепостных и преступников, скрывающихся от правосудия. Ни о какой воинской дисциплине и воинском искусстве речь не шла, постоянное пьянство (как известно, пьяному море по колено), разврат, разбойные набеги на соседние государства – вот будни казачества. И мы говорим о патриотизме?

Я не эксперт в этом вопросе, да и времени прошло порядочно, и ни я, ни кто иной не вправе что-то утверждать. Я не хочу никого обидеть, то, о чем я говорю – лишь мое мнение. Помнится, еще в школе я высказал его в сочинении на тему “Образ Тараса Бульбы и его значение для украинской литературы” и получил за него “тройку” – учительница сказала, что ей понравился стиль и логичность изложения, но содержание моей работы выходит за всяческие рамки.

Кстати, я вполне могу понять Андрея, променявшего отца и товарищей-казаков на улыбку прекрасной панночки и сам поступил бы точно так же (более того, семь лет назад я сделал подобный выбор) и, уверен, многие из вас – тоже. Давайте не будем лгать самим себе – кто из нас возложил бы смысл своей жизни на алтарь абстрактного патриотизма? Кто променял бы любовь единственной в мире женщины, ради которой стоит жить, на  любовь к Родине и казацкое “товарищество”?

Поймите меня правильно – я люблю свою страну и люблю своих друзей. Но если бы мне вдруг пришлось выбирать между благополучием своей семьи и безопасностью страны – я бы выбрал первое. Если бы это могло спасти моих родных, я без колебаний уничтожил бы страну, мир, человечество, прошел бы по трупам друзей. Исход ситуации, в которой на одной чаше весов находится любимая женщина, а на другой - друзья, родители, Родина, очевиден.

Но это я уже ухожу в сторону от темы повествования. Вернусь к фильму. В принципе, он неплох, но неплох благодаря литературному первоисточнику, а не работе режиссера. Один раз картину посмотреть стоит, но это далеко не шедевр. Честно говоря, мне жаль денег, потраченных на сеанс…

P.S. Кстати, вот еще одна рецензия - http://kino.open.ua/films/11560/reviews-6136.html

P.P.S. Ждем второй фильм “Обитаемого острова”, четвертого “Терминатора”, вторых “Трансформеров” и очередного Гарри Поттера.:-)

Комментариев нет:

Отправить комментарий