вторник, 29 сентября 2009 г.

Праздник мышления в частном порядке

image

В эти выходные я провел тренинг, который стал для меня первым в двух отношениях. С одной стороны, это была первая проверка боем моего нового авторского тренинга, посвященного повышению персональной продуктивности с применением майндмеппинга (http://www.slideshare.net/liketaurus/tag/mapping). Я уже писал о том, как разрабатывал этот тренинг в течение недели по заказу ЦЗ, а за два дня до его начала случайно узнал, что курса не будет. 

С другой стороны, я впервые проводил тренинг в частном порядке, не от какого-то учебного центра, а “сам от себя”, без посредников и на территории клиента.

Тренинг был весьма интересен по многим причинам. Причем, интересен не только для слушателей, но и для меня лично. Я смог извлечь из него ряд уроков и сделать несколько важных выводов.

Во-первых, я понял, что первый, вводный модуль слегка затянут. Люди слушали об истории майндмеппинга с интересом, но у меня самого сложилось впечатление, что уж очень долго я об этом говорю.:-)

Во-вторых, в качестве исходных текстов для практических заданий я предполагал использовать статьи из википедии и абстрактные понятия, но вдруг подумал, что раз я провожу тренинг для сотрудников одной компании, то и описывать в виде карт нужно вещи, привычные и значимые для клиента. Так что, мы создавали в виде майндмепа план маркетинговой кампании, описывали свои должностные обязанности, а в ходе единственной практики с абстрактным понятием создавали карту, которая визуализирует наши представления об организации бизнеса.:-)

Третий важный момент состоял в том, что у клиента не было проектора.:-( Отличный повод, чтобы растеряться? Не тут-то было! Все мои материалы опубликованы на Slideshare.net, так что, я просто просил слушателей открыть соответствующую презентацию и соответствующий слайд, у себя же открывал то же самое в Power Point – и говорил. Единственный нюанс связан с тем обстоятельством (о котором я благополучно забыл), что на SlideShare, в отличие от SlideBoom (http://www.slideboom.com/) анимации не сохраняются, так что, иногда текст оказывался накрытым картинками. В следующий раз буду знать…

Следующая уникальная особенность тренинга состояла в том, что у клиента использовалась терминальная система, и прав на установку софта на сервере ни у кого не было.:-( Паника? Нет, конечно! Я просто попросил каждого из студентов создать себе бесплатный аккаунт на Mindomo (http://mindomo.com/), и они строили карты в онлайне. Тем более, что Mindomo очень похож на MindManager (который я планировал использовать), но только в браузере.:-) Сам я работал в MindManager, ведь Интернета у меня не было – в корпоративную сеть меня не пустили. Кстати, похоже я сделал для MindJet продажу – утром второго дня организатор тренинга сказал, что уже выяснил вопрос покупки, нашел авторизованного реселлера, и даже оказалось, что для Украины действует специальная цена – порядка $150.

Еще один нюанс касается финальной лабораторной работы – игры. Я планировал устроить нечто вроде P-Modeling-сессии для майндмеппинга:-), но поскольку людей оказалось всего трое, делить их на команды я не стал и в результате мы сделали вот что. Каждый из  слушателей получил задание в виде случайной статьи из Википедии (попались статьи “Альт (голос)”, “Срединное королевство”, “Димиди”) и в течение полутора часов индивидуально, в бессловесном режиме (говорить-то все равно не с кем:-)), создавал карту на эту тему. Кстати, если бы было больше людей, надо было бы использовать какой-то другой сервис, т.к. в бесплатной версии Mindomo совместное редактирование не поддерживается.:-(

Потом каждый из слушателей, выбрал в меню “Другие действия” пункт “Общее”, перешел на вкладку “Издать”, и расшарил карту, после чего отправил в Spark (http://www.igniterealtime.org/projects/spark/, это у них корпоративный стандарт мессенджера такой) ссылку на свое произведение человеку сидящему по правую руку от него (по кругу, против часовой стрелки).

Далее все просто – каждый слушатель по очереди рассказывает обо всем, что он смог понять из полученной карты, а остальные сверялись с текстами соответствующих статей из Википедии (ссылки на которые они выслали сидящим слева от себя, по кругу, по часовой стрелке). Такая вот обратная семантическая трассировка получилась.:-)

Результаты игры просто превзошли все ожидания. Во-первых, люди убедились в том, что ментальная карта намного более компактна, и настолько же информативна, как и текст, на основе которого она построена. А во-вторых, в процессе создания майндмепа информация запоминается просто “намертво“. Чтобы доказать это, я каждому задал один вопрос по теме созданной им карты, и к собственному их удивлению, каждый смог ответить правильно!

Конечно же, я подготовил раздаточные материалы (более 100 страниц, изображение обложки вынесено в иллюстрацию к этому посту), но напечатал только один экземпляр – для внутреннего использования клиентом. Ведь, все материалы все равно опубликованы мной в Интернете. Также, я передал каждому студенту подобранный мной комплект дополнительных материалов, который состоял из трех частей. Первую часть составляла подборка книг, статей, презентаций и постеров “по теме”. Вторая часть – большая коллекция шаблонов и примеров “ментальных карт” на все случаи жизни. И, наконец, третья – подборка софта - пробная версия MindManager 8, портабельные версии FreeMind и xMind (http://xmind.net, в последнее время мне все больше нравится эта софтинка), Cayra, Topic Scape Student Edition, Drop Mind, и Pocket FreeMind (http://eringal.com/pocketfreemind/, крайне рекомендую).

А еще я заранее заготовил онлайновую анкету студента – форму Google Docs. В качестве образца брал анкету студента ЦЗ. Получилось очень неплохо. Жаль, что онлайновый Excel 2010 так не умеет.:-( Хотя, я уверен, что все впереди – Майкрософт просто обязана реализовать подобный функционал.:-)

Оценили меня на отлично, отзывы высказали очень лестные – “Да, Вы конечно, умеете рассказывать – даже о необходимости перерыва напоминать не хочется”, “Спасибо огромное, два дня прошли просто на одном дыхании”, “Все о чем Вы говорили уже давно крутилось у меня в голове, спасибо, что помогли привести все в систему!”, и т.д.  Приятно… В общем, вот так я провел выходные.:-)

А еще в субботу мы с ребятами из PRP записали четыре коротких видеоролика с рекламой ProductivityBlog.com.ua, а воскресенье, перед отъездом домой я встретился с представителем журнала “Менеджер по персоналу”, получил свои авторские экземпляры (со своей статьей о планировании и учете рабочего времени), поговорили о дальнейшем сотрудничестве…

В 01:40 в понедельник был дома, поспал до шесьти утра, а дальше завертелось: жену – в Харьков, дочку – в школу, сам – в колледж, где провел три пары. В общем, жизнь продолжается…

Комментариев нет:

Отправить комментарий