четверг, 8 января 2009 г.

Мой взгляд на менеджмент

Хочется рассказать о нескольких принципах работы с людьми, которых я всегда старался придерживаться. Кое-что я почерпнул из опыта работы в Intel, кое-что – из Microsoft Solutions Framework (http://www.microsoft.com/technet/solutionaccelerators/msf/default.mspx), что-то просто видел в работе в других компаниях.

Итак, начнем:

  1. Раз и навсегда забудьте о словах “руководитель”, “подчиненный”, “не тот уровень”, “иерархия” и им подобных! Нет никакой иерархии, нет никаких уровней, нет руководителей и подчиненных – есть команда единомышленников, стремящаяся к общей цели. Помните знаменитый принцип MSF о “команде равных”? Менеджер – не руководитель, а один из этих “равных”, отличающийся от остальных коллег только тем, что он несет ответственность за то, чтобы совместными усилиями (!) были приняты некоторые решения, были выполнены определенные телодвижения, и в установленные сроки достигнуты нужные результаты. Роль менеджера – это роль координатора, а не руководителя.
  2. О принятии решений в тиши кабинетов с последующим “доведением до сведения сотрудников” тоже забудьте – свободные коммуникации и равный доступ к информации жизненно необходимы для эффективной работы команды (тоже один из ключевых принципов MSF). Категорически неправильно принимать какие-то решения, а потом ставить людей перед фактом! Все решения необходимо принимать коллективно. Во-первых, одна-две-три головы – хорошо, а десять-тридцать – лучше:-). Глядишь, кто-то и подкинет идею, которая вроде бы лежит на поверхности, но вам в голову не пришла. Во-вторых, если люди будут чуввствовать себя причастными к принятию решений, это повысит уровень ответственности, лояльности, сплотит коллектив. Времена единоличных правителей прошли много лет назад…
  3. Ни в коем случае нельзя “воспитывать” сотрудников, накладывая на них материальные взыскания! Штрафы никогда ни до чего хорошего не доводили. Единственный результат, которого можно добиться, оштрафовав сотрудника – это снижение его мотивации и, как следствие, его эффективности. Почему? Да потому, что однажды оштрафованный человек уже не будет стараться  (да и не сможет) максимально качественно выполнять ту работу, с которой у него связаны воспоминания о взыскании – на передний план выйдет забота о том, чтобы у руководства не было повода оштрафовать его снова, т.е. формальное выполнение задачи затмит фактическое. Об уровне же мотивации сотрудника, стремящегося выполнить задачу, но по какой-то причине оштрафованного, я уже молчу – охоту что-то делать такой способ “воспитания” у человека отобъет надолго. Не говоря уже об обиде на “несправедливость жизни” и других подобных мыслях…
  4. Вообще, не стоит ругать и наказывать сотрудников, говорить о том, что что-то не сделано и т.д. Убить инициативу легко, а восстановить ее потом – ох, как трудно. Если что-то не сделано, значит на то есть причины. Вот их-то и нужно выявить. Один из принципов Intel’овской культуры – “адресовать проблему, а не человека”. В шаблонах документов этой компании, касающихся оценки персонала, я никогда не видел слов “недостатки”, “слабые стороны сотрудника”, “не выполненные обязательства” и т.д. – все они заменены политкорректной формулировкой “области, над которыми надо работать” (вольный перевод “areas for improvement”). Если уж надо пожурить коллегу, то лучше провести с ним 1:1, следуя принципу, что “хвалить надо при всех, а ругать наедине”.:-)
  5. Не следует дистанцироваться от коллектива. Будьте с людьми всегда и везде – пейте вместе кофе на перерывах, смотрите кинофильмы, тренируйтесь в спортзале, обсуждайте свои музыкальные пристрастия и т.д. Одевайтесть так же, как и остальные коллеги. Никаких костюмов и галстуков – времена “номенклатуры” уже в прошлом. Конечно, если вы приверженец авторитарного стиля правления, даже джинсы и спортивные вещи не сделают из вас “своего парня”, но все же… Говорите на том же языке, что и ваши коллеги – будьте проще.:-) И еще – стены ограничивают общение. Я категорически против отдельных кабинетов – чтобы быть эффективным менеджером, нужно быть в гуще событий, быть внутри коллектива, нужно дышать одним воздухом со своими коллегами. Идеальный вариант, если менеджер – выходец из этого же коллектива, который прекрасно понимает все нюансы работы коллег, сам через все прошел и сам все попробовал (вспомним MacDonald’s?). Еще лучше, если до того, как стать менеджером, человек какое-то время уже проработал бок о бок с этими же людьми.
  6. Будьте примером во всем. Не следует требовать от людей приходить на работу вовремя, а самому систематически опаздывать или приходить в офис во второй половине дня. Будьте эффективны – управляйте своим временем, “расшарьте” для всех коллег свой календарь, чтобы они всегда могли знать, где вы находитесь, оперативно отвечайте на письма (к примеру, по сведениям Xobni Analytics, у меня среднее время ответа на письмо – менее трех минут(!)), будьте пунктуальным, не “затягивайте” время совещаний, и т.д.

Я мог бы еще продолжать и продолжать этот список. Мне нередко говорят о том, что кроме “пряника” должен быть и “кнут”, но несмотря на это я считаю, что следование этим нехитрым принципам очень помогает мне в моей работе. В конце-концов, описанные мной вещи уже около тридцати лет (!) успешно применяются в двух компаниях, которые я считаю идеальными с точки зрения эффективности менеджмента – Microsoft и Intel. И это работает!

Комментариев нет:

Отправить комментарий