воскресенье, 2 ноября 2008 г.

Учимся учить

Эти выходныя я, как и все остальные ребятя из учебного отдела, провел на тренинге для тренеров Людмилы Богуш (http://informanager.com.ua/) и теперь хотел бы поделиться своими впечатлениями. Прежде, чем начну критиковать:-), я бы отметил, что сходить на этот тренинг, все же, стоит - просто посмотреть на работу Людмилы, развлечься забавными играми и упражнениями, поиграть с пластмассовыми игрушками из демонстрационных наборов:-)...

Итак, что понравилось:

  • Сама тренер:-) (внешность, физическая форма, доброжелательность...)
  • Отличная работа тренера (уверенное изложение материала, неплохой контроль, речь, "незамусоренная" словами-паразитами...)
  • Множество веселых и интересных игр и упражнений не дали заскучать
  • Фирменная "фишка" - начало и завершение каждого перерыва аплодисментами и дыхательным мини-упражнением
  • Постоянный музыкальный фон тренинга

Что не понравилось:

  • В контенте тренинга я не увидел абсолютно ничего нового.:-( По крайней мере, для меня - профессионального преподавателя  - это выглядело, как крайне упрощенный краткий пересказ университетского курса педагогического мастерства.  Более того - не было ничего оригинального - все стандартное, "затасканное", множество раз слышанное на других ТТТ
  • Ужасные слайды и раздаточные материалы
    • у меня создалось впечатление, что слайды либо делались в спешке (неаккуратно вставленный логотип в левом верхнем углу, необработанные фотографии и ужасно пикселизированные растровые картинки из клипарта), либо были с трудом найдены среди старых презентаций (2007-й год в нижнем колонтитуле)
    • отсутствие четкой структуры материалов - не было слайдов с перечнем вопросов, подлежащих рассмотрению, не было секций (уроков), не было слайдов подведения промежуточных итогов, не было даже самого деления на модули.:-( Было бы неплохо, если бы Людмила взглянула на то, как организованы материалы вендоров - там есть чему поучиться.
    • в раздатках отсутствовали многие слайды, демонстрируемые на экране, что недопустимо
    • довольно много раздражающих анимаций на слайдах (и само отображение текста и ужасного качества растровые анимированные рисунки из клипарта)
    • злоупотребление заимствованными словами (градиент, креативность, аффинити, конгруэнтность, конфронтация и т.д.), ошибки в их использовании и толковании (об этом я отдельно скажу чуть позже)
    • в распечатках место для записей было оставлено на обратной стороне каждого листа, что, думаю, сильно раздражало не только меня (трудно сопоставить записки с конкретным слайдом). Обычно я печатаю по три слайда на странице, таким образом, справа от каждого из них автоматически формируется разграфленное поле для записей и люди могут записать возникшие мысли рядом с тем слайдом, который, собственно, и вызвал появление этих мыслей
  • Просто кошмарная музыка - дешевое дискотечное "умц-умц".:-( На каждом перерыве я просто старался поскорее выйти из класса, чтобы не слышать этого ужаса. Такая музыка хороша, если на тренинг пришел "офисный планктон", но у айтишников обычно вкус получше...
  • Ложные откровения - я несколько раз просто удивлялся, с каким мастерством Людмила может преподносить в виде сенсаций общеизвестные вещи - например, о видах вопросов к аудитории, о построении слайдов, количестве используемых цветов и т.д. О ее откровениях насчет слайдов, вообще, разговор особый - я услышал несколько весьма спорных утверждений, слабо согласующихся с проповедуемой мной идеологией СССР (Смысл-Структура-Слайды-Репетиция), принципом KISS (Keep It Stupid Simple) и т.д...
  • У Людмилы явно очень плохо обстоят дела с математикой (что странно, ведь по ее же словам, образование у нее техническое). Пример - градиентом она называет "постепенное увеличение уровня сложности заданий", что в корне неправильно. Градиент - это НАПРАВЛЕНИЕ (вектор), в котором некоторое значение (функция) возратает НАИБОЛЕЕ БЫСТРО. Так что, применять это понятие так, как Вы, Людмила, не стоит (так его иногда применяют в эзотерическом смысле, но мы-то люди технические). Кстати, два треугольника называются конгруэнтными, когда у них соответственно равны ТОЛЬКО СТОРОНЫ (3-й признак конгруэнтности), но ни в коем случае, не углы и стороны! Я бы советовал тренеру избегать употребления слов, смысл которых для нее не вполне ясен. И еще - у айтишников слово "контроль" в большинстве случаев ассоциируется все же с управлением (сказывается постоянное чтение англоязычной документации), а не с наблюдением.
  • В околокомпьютерных вопросах наш тренер тоже "плавал". Фраза "если Вы уже видели Висту, то обратили внимание, что если залезть в Висте в поверпойнт, то..." меня просто покоробила. Я понял, что Людмила имела в виду PowerPoint 2007, но какая, скажите мне, связь между пауэрпойнтом и Вистой? Она что же думает, что MS Office - это часть операционной системы и всегда продается в комплекте с ней?:-) Вообще же, подобных ляпов было несколько...
  • Авторитарный стиль - это, может быть, и нормально для бизнес-тренингов, но для ИТ авторитарность - это верный способ провалить тренинг. Люди пришли не послушать "гуру", а поговорить, обсудить интересующие их конкретные практические вопросы и "строить" их не нужно, не нужно преподносить свое мнение, как истину в последней истанции (тем более, что истины, как мы знаем, не существует В ПРИНЦИПЕ, а в авторитеты мы, айтишники, не слишком-то верим), нужно с ними больше общаться, а не сеять "разумное доброе вечное":-)
  • АБСОЛЮТНО НЕДОПУСТИМО проводить ИТ-тренинг в строгом официальном костюме, как советует Людмила! Тренер в костюме выглядит жалко, он не воспринимается айтишниками, как "свой", как специалист-практик. В их сознании он скорее ассоциируется с мелким офисным клерком. Мой бывший менеджер любил поговаривать, что в костюмах ходят только две категории людей - те, кто зарабатывает $200 в месяц и те, кому это положено по службе - охранники и официанты.:-) Вам хочется, чтобы о вас так думали? Вот то-то же... Идеальная "форма" ИТ-тренера - это джинсы (но хорошей марки) и оксфордская рубашка / рубашка для поло / джинсовая рубашка / майка с логотипом вендора...

У меня есть масса других мелких замечаний и цитат, по поводу которых можно было бы хорошенько поспорить, но я не буду сейчас отнимать время читателей и на этом, пожалуй, закончу. Как это обычно бывает, плохого запомнилось больше, чем хорошего.:-) Но несмотря на это, тренинг очень неплохой, яркий и запоминающийся - особенно полезен он будет тем, у кого нет педагогического образования и кто не посещал ТТТ западных тренеров. Еще он подойдет тем, кто преподает недавно - года 2-3 и пришел "в образование" из индустрии.

Если же говорить о себе, то я посмотрел на Богуш, о которой много слышал от коллег, и неплохо провел время. Если бы еще этот тренинг был не в выходные и мне не надо было готовиться к тренингу в понедельник, не надо было готовить класс, то можно было бы вообще развлекаться без задних мыслей.:-) В любом случае, спасибо Вам, Людмила, за этот тренинг! Понаблюдать за работой другого тренера всегда полезно.

P.S. Я понимаю, что Людмила назовет мою реакцию "скрытой враждебностью" и скажет, что я пришел на тренинг со своей "внутренней программой", но я сейчас просто честно высказал свое мнение и постарался обосновать все свои замечания. Во время тренинга я особо на эти темы не высказывался, - во-первых, не хотел мешать его проведению, а во-вторых, просто подумал, что не стоит при группе указывать человеку на его огрехи...

Комментариев нет:

Отправить комментарий